Поделиться:

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ


КОММЕНТАРИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА СПР СЕРГЕЯ ХРАМОВА К ПРИНЯТЫМ ПОПРАВКАМ В ЗАКОН О ПРОФСОЮЗАХ

КОММЕНТАРИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА СПР СЕРГЕЯ ХРАМОВА К ПРИНЯТЫМ ПОПРАВКАМ В ЗАКОН О ПРОФСОЮЗАХ

23 декабря официально опубликован Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот ФЗ вступает в силу с 03.01.2015.

Суть этих поправок состоит в следующем:

Содержащийся в ст.3 ФЗ перечень форм профсоюзов становится открытым, то есть допускаются любые профсоюзные структуры, которые определяются исключительно уставами профсоюзов;

Первичные профорганизации будут действовать не на основании общих положений о первичках, принимаемых соответствующими общероссийскими (межрегиональными) профсоюзами, а на основании уставов каждой первичной профорганизации, принимаемых ими в соответствии с уставом соответствующего профсоюза, или непосредственно на основании устава соответствующего профсоюза;

Профсоюзы получают право заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно, а не только через учреждаемые ими предприятия.

То, что законодательно закрепляется разнообразие форм профсоюзов, можно, хотя и с оговорками, приветствовать.

Очевидно, что право профсоюзов заниматься предпринимательской деятельностью является противоестественным, противоречащим самой сути профсоюза, поскольку «защитник трудящихся» превращается в работодателя не только по отношению к сотрудникам своего аппарата, но и по отношению к работникам, приносящим прибыль, которой будут распоряжаться профсоюзные боссы. Неизбежно появятся новые формы «жёлтых» профсоюзов, создаваемых директорами предприятий как с целью профанации социального партнерства, так и с коммерческими целями.

Гораздо серьёзнее ситуация с первичными профорганизациями, негативные последствия для которых от нововведения могут привести к параличу их деятельности.

В настоящее время практически все первичные профсоюзные организации действуют на основании общих положений о первичных профорганизациях, которые приняты практически всеми профсоюзами, как в системе ФНПР, так и вне её. Некоторое число первичек действует непосредственно в соответствии с уставами своих профсоюзов, в которых содержится детальная регламентация их деятельности. Уставов нет практически ни у одной первичной профорганизации, в том числе и у тех, которые имеют госрегистрацию и права юридического лица.

Кстати, в профсоюзах, входящих в Общероссийское объединение профсоюзов – Союз профсоюзов России (СПР) порядка пяти тысяч первичных профорганизаций и более 200 региональных объединений и территориальных организаций. По состоянию на апрель 2011 года в профсоюзах Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) – 191 тысяча первичных профсоюзных организаций, 1603 республиканских, краевых, областных, дорожных, бассейновых и 7404 городских, районных организаций профсоюзов.

Таким образом, во исполнение законодательной новации более 200 тысяч первичных профорганизаций должны будут провести свои собрания (конференции), на которых принять собственные уставы и утвердить их в центральном органе своего профсоюза.

Переходного периода поправки в ФЗ не устанавливают, следовательно, недобросовестные работодатели постараются объявить неподконтрольные им первички нелегитимными, что, в свою очередь, вызовет коллективную защитную реакцию у работников и их профсоюзов.

В ещё более жёсткую ситуацию попадают имеющие права юридических лиц первичные профорганизации работников крупных предприятий, практически все территориальные организации отраслевых профсоюзов. Им потребуется двух-трех-месячная процедура перерегистрации в управлениях Минюста.

Откуда же такая напасть?

Начиналось всё за здравие. 24 октября прошлого года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 22-П. В этом Постановлении КС признал противоречащими Конституции России нормы ст.3 ФЗ «О профсоюзах…», которые в судебной практике рассматривались как ограничивающие формы профсоюзов. Таким образом, вне рамок закона оставались традиционные для ряда профсоюзов ФНПР дорпрофсожи, теркомы угольщиков, бассейновые для водников и объединенные профорганизации в нефтяных компаниях. КС РФ постановил: «Признать положения абзацев первого – восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе.» И всё.

Во исполнение этого Постановления 23 апреля Правительство РФ внесло в Думу законопроект о поправках в ст.3 ФЗ «О профсоюзах» и в ст.29 ТК РФ: «Часть третью статьи 29 ТК РФ изложить в следующей редакции:

"Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, в том числе иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов."

Искреннее профсоюзное спасибо Правительству за это!

Но тут в дело вмешался депутат М.В.Тарасенко, многолетний глава Горно-металлургического профсоюза (ГМПР-ФНПР). Именно его поправками к правительственному законопроекту была исключена поправка в ст.29 ТК РФ, заменены общие положения о первичках на уставы, добавлено право предпринимательства для профсоюзов. Он же внес техническую правку в ст.8 ФЗ «О профсоюзах…», уточняющую момент возникновения у зарегистрированного профсоюза прав юрлица, но сохранил абсурдную норму той же статьи: «Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации…

Отказ в государственной регистрации или уклонение от нёе могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.»

Слава Богу, сохранилась гарантия: «Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.»

Генеральный инспектор труда СПР Сергей Храмов