Поделиться:

О приоритетных направлениях деятельности Союза профсоюзов России на 2012-2013 годы



Союз профсоюзов России сохраняет принятые на себя обязательства в части реализации Основных направлений деятельности объединения, принятых на Учредительном съезде и последующих решений руководящих органов объединения.

СПР неизменно следует ранее установленным принципам в области представительства и защиты экономических интересов работников, социальных гарантий, развития социального партнерства, правозащитной   деятельности, охраны труда, организационного укрепления и проведения кадровой политики профсоюзов, информационной политики профсоюзов.

Меняющиеся социально-экономические и политические условия вносят свои коррективы и вынуждают расставлять иные приоритеты.

На краткосрочный период 2012-2013 годов СПР вынужден особое внимание уделить трём принципиальным аспектам своей деятельности:

  • организация мотиваций инновационного поведения работников,
  • совершенствование законодательства РФ в части трудовых отношений, социального партнерства и прав профсоюзов,
  • совершенствование охраны труда – как системы сохранения жизни и здоровья работника.

 

  1. 1.             Мотивация инновационного поведения работников.

Стоящая перед Россией стратегическая задача формирования инновационного пути развития нашей страны, необходимого человеческого потенциала и условий, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, требует для своей реализации качественно новой работы по формированию иной модели поведения, мотивации людей труда, которые смогли бы решать задачи такого масштаба.

Решить проблему конкурентоспособности промышленности, экономики и страны в целом возможно в ситуации, если эта идея по своей сути «овладеет массами» и побудит их к инициативным, творческим, совместным и эффективным действиям.

Реализация этого требует качественного стратегического управления при мощном идеологическом, воспитательном обеспечении. Обеспечении, заключающемся не в обсуждении извечных ценностей, а в практической разъяснительной, побудительной, обучающей работе.

Работе, стимулирующей стремление создавать, сохранять, сообща защищать и развивать производства конкурентоспособной продукции, защищать и расширять рабочие места в условиях конкурентной борьбы.

Борьбы, при которой эффективная конкурентоспособность достигается не за счёт сокращения рабочих мест и зарплаты, а за счёт расширения производства при росте его эффективности за счёт создания и реализации продукции нового качества при использовании и/или внедрении современных технологий и оборудования.

Сделать это можно, только объединившись в единую силу для конкурентной борьбы. Основой такого взаимодействия должна стать экономическая демократия.

Представляется, что профсоюзы не менее чем государство и бизнес, должны быть заинтересованы в создании качественно новой системы образования и подготовки специалистов от высокопрофессионального рабочего до учёного, способных к конкурентной борьбе, что и определяет условие роста благосостояния работника.

Подобное возможно в России настоящего периода при условии создания системы согласования интересов, как основы консолидации усилий и возможностей для реализации потенциала каждого работника во благо всего общества.

Это  - не простая, но комплексная проблема, требующая чёткого установления условий и направления формирования человеческого потенциала. Создания необходимой нравственной основы, принципов и методов восприятия новых ценностей. Контроля над всем процессом, в том числе за эффективностью последующего использования трудового потенциала. Создания нормативно-правовых основ согласования интересов, мотивирующих и побуждающих работать совместно в целях развития конкурентоспособности отечественной экономики.

Исходя из логики сказанного, существенным фактором может стать условие, когда государство (власть) и профсоюзы (трудящиеся, как носители инновационного поведения) должны будут согласовывать целеполагания общественного развития и мотивации граждан для активного участия в реализации задач, стоящих перед страной (общественный договор, как регламент экономической демократии).

Необходимо учесть, что отмеченная даже В.В.Путиным проблема слабости профсоюзов, с которыми он ведет диалог, как таковых вызвана их неспособностью определить своё место и задать иной вектор своей деятельности в общей стратегии развития страны, отличный от советских времён или традиционных тред-юнионов индустриального общества.

Необходим вектор, направленный на целевую консолидацию профсоюзами сил и средств для борьбы за будущее страны, профессиональную работу для  обучения граждан этой борьбе, защиту такой позиции.

Профсоюзы могут стать партнёром власти в вопросе планирования и сопровождения социально-экономического развития, организатором мотиваций инновационного поведения работников и, как следствие, повышения эффективности экономики. Повышение производительности труда должно адекватно отражаться на уровне благосостояния работника. Каждый профсоюз должен получить возможность принимать участие в управлении пенсионным и социальным фондами на соответствующем уровне..

Контроль за этим – первостепенная задача профсоюзов. Равно как и защита труда, экологии труда и уровня жизни.

Союз профсоюзов России должен и может стать авангардом переформатирования деятельности профсоюзов в предложенном подходе.

  1. 2.             Законодательство РФ в части трудовых отношений, социального партнерства и прав профсоюзов

 

То, что нынешний Трудовой Кодекс не отвечает реалиям времени, признают многие. Это порождает множество трудовых конфликтов, а механизм социального партнёрства является формальностью, не отражающей интересов наёмных работников. Процесс защиты интересов наёмных работников настолько забюрократизирован, что делает нереальным функционирование независимого профсоюза или проведение забастовки, которая не должна рассматриваться в качестве бунта, а является пофсоюзным инструментом коллективной защиты трудовых прав, проявлением солидарности трудящихся. Своё недовольство Трудовым кодексом по-своему высказывает и бизнес, стремясь либерализовать отношения с работником. Нынешняя редакция Трудового Кодекса некогда рассматривалась как оптимальный компромисс позиций власти, бизнеса и ФНПР. На тот период именно это профобъединение представительствовало от имени всех работников и согласовывало проект Кодекса. Естественно, ФНПР воспользовалось такой возможностью, чтобы заблокировать появление потенциальных конкурентов на поле представительства наёмных работников.

Но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня Трудовой Кодекс нуждается в существенных изменениях.

СПР выступает за необходимость всестороннего обсуждения необходимых изменений в ТК с участием всех заинтересованных сторон, что сегодня не возможно сделать лишь в рамках работы забюрократизированной Российской трёхсторонней комиссии.

Основной целью предложений, которые вносит наше объединение, является:

  • создание условий для реального социального партнерства на всех уровнях;
  • создание условий реального равенства сторон социального партнерства;
  • участие каждого профсоюза в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • процедуры заключения коллективных договоров и соглашений, существенно и качественно отличающихся от положений Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ);
  • создание механизма государственной гарантии по защите работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов;
  • создание условий реальной ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства.

Мы намерены посредством изменений в трудовом законодательстве:

  • Установить обязательность участия всех профсоюзов при ведении коллективных переговоров и заключении соответствующих коллективных договоров и отраслевых соглашений. Т.е. внести изменения в ст.37 ТК РФ, исключающие ведение переговоров и заключение отраслевого соглашения профсоюзом, формально объединяющим большинство работников.
  • Исключить 50-ти процентный барьер численности членов профсоюзов, имеющих право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Предоставить  всем профсоюзам, действующим в организации,   право на участие в коллективных переговорах, оставив норму пропорционального представительства от количества представляемых работников.
  • Внести изменения в статью 31 ТК РФ, исключив возможность создания иного представительного органа работников, при наличии профсоюза  на предприятии (в организации).
  • Изменить срок ведения коллективных переговоров до 6-ти месяцев (или исключить данный срок) и условия продления коллективного договора.
  • Исключить возможность внесения изменений в КД или его пролонгирование без соблюдения процедур, установленных для его заключения.
  • Предоставить право профсоюзам на заключение профессиональных соглашений с работодателем (объединением работодателей). Внести понятие «Профессиональное соглашение».
  • Внести изменения в статью 48 ТК РФ, предусмотрев право российского объединения  работодателей на ведение коллективных переговоров и заключение отраслевых и профессиональных соглашений от имени работодателей, в случаях, когда отсутствует соответствующее объединение работодателей на данном уровне.
  • Ввести экономическое стимулирование для работодателей, реально участвующих в системе социального партнерства (налоговые льготы, преференции при получении госзаказов)
  • Упростить  процедуру  разрешения коллективных трудовых споров:
  • Ввести приоритет Трудового кодекса в вопросах регулирования трудовых отношений государственных служащих и полицейских.
  • Внедрить систему профессиональных стандартов с обязательной градуиовкой квалификационных уровней на основе опыта применения ЕТС в качестве нормативного акта, принимаемого в рамках социального партнерства. Восстановить регламентирующее значение ЕТКС.
  • внести в  Общероссийский Классификатор профессий рабочих, должностей и служащих (ОКПДТР) такие профессии, как: модель, фотомодель,  подиумная модель,  визажист,  визажист-стилист,  стилист по одежде, стилист по волосам,  дизайнер одежды,  дизайнер аксессуаров.
  1. 3.             Охрана труда – как системы сохранения жизни и здоровья работника.

Безопасность и охрана труда – важнейшая социальная и экономическая проблема. Ежегодно на производстве происходит более 100000 несчастных случаев, погибает более 4000 человек, более 12000 человек становятся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию. 

В 90-х годах прошлого столетия была создана законодательная основа решения данной проблемы: были приняты законы об охране труда, промышленной безопасности, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2001 году многие нормы федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» были включены в Трудовой кодекс Российской Федерации, что привело к последующей отмене этого закона.

Была создана  система управления охраной и безопасностью труда  на всех уровнях. Всё это позволило снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость в стране.

Вместе с тем в последние годы  наметилась тенденция ежегодного ухудшения условий труда (по итогам 2010 года 29 % работников трудятся во вредных условиях труда)  и роста аварий с тяжёлыми последствиями. Одной из причин этого явилась введенная с 01.01.2010 отмена освобождения от обложения налогами компенсационных выплат работникам, связанным с условиями труда и факторами профессиональных рисков.

Ратификация Российской Федерацией в  2010 году Конвенции МОТ  № 187  «Об основах содействия  безопасности и гигиене труда» заставляет по иному  рассматривать состояние охраны и безопасности труда в стране.

К сожалению, отдельные требования Конвенции у нас выполняются не в полном объёме: нет ясной и последовательной  государственной политики, недостаточен объём законодательной базы, нет национальной (федеральной) программы по улучшению условий и охраны труда, недостаточно должное взаимодействие и координация в деятельности органов исполнительной власти всех уровней, контрольных органов.

Общеизвестным и неизменным был и остается постулат, что любая политика любого государства в любой сфере реализуется посредством составления пакета законодательных актов и нормативно-технических документов, а уже потом идет формирование целевой структуры органов государственного управления, создание системы подготовки специалистов и информационной базы, разработка экономических механизмов и принципов международного сотрудничества.

Наличие большого количества проблем в существующей системе нормативного обеспечения условий и охраны труда обусловлено ее недостаточной структурированностью и непрозрачностью. Назрела необходимость модернизации и формирования новой системы управления охраной труда в Российской Федерации.  Возможно, необходим уход от термина Охрана труда и развитие термина, заложенного статьей 37 Конституции Российской Федерации - БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА"

Требуется более точная, системная политика и воля по возрождению охраны труда – как системы сохранения жизни и здоровья работника.

Таким образом, необходимо:

  • уточнить место охраны труда в социальной политике государства,
  • сформировать целевую структуру органов государственного управления,
  • создать систему подготовки специалистов и информационную базу,
  • разработать экономические механизмы стимулирования работодателей, основанных на международной практике и на нормах, действовавших в РФ до 01.01.2010;
  • сформировать единое правовое поле в сфере охраны, медицины и безопасности труда, механизмы координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления охраной, медициной и безопасностью труда;

Эти задачи должны решаться, во-первых, путем устранения внутренних противоречий, рассогласования терминологии и т.п., поскольку существование противоречивых и неясных норм затрудняет их понимание и применение, а также дискредитирует законодательство об охране труда как отрасль. Необходимо согласование норм трудового законодательства между собой и с другими федеральными  законами.

Вторым направлением является создание конкретных правовых механизмов для реализации закрепленных законодательством прав.

Третье направление – устранение пробелов, создание норм (комплексов норм), которые регулировали бы элементы и связи всей системы охраны труда, нуждающиеся в регламентации, но не урегулированные в настоящее время.

Для исправления ситуации в области охраны труда так же необходимо:

  • создать профильное Министерство;
  • переработать стратегию государственной политики в области охраны труда;
  • ввести в действие отмененный ранее Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,  в новой редакции - Федеральный закон «О безопасности и гигиене труда. Управление профессиональными рисками».
  • четко обозначить цели и задачи охраны труда (создание безопасных условий труда, сохранение жизни работников и их здоровья в терминологии, принятой ВОЗ, источник обеспечения льгот, компенсаций и гарантий…), отказаться от предоставления льгот в форме «внеочередного обслуживания» т.е. льгот за счет других граждан;
  • разработать концепцию системы управления охраной труда в Российской Федерации;
  • оказывать поддержку профильным научно-исследовательским институтам;
  • пересмотреть, доработать существующие и разработать новые нормативно-правовые акты с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

О приоритетных направлениях деятельности Союза профсоюзов России на 2012-2013 годы.