Поделиться:

ОТЧЁТНЫЙ ДОКЛАД Генерального секретаря СПР, Председателя Межрегионального профсоюза железнодорожников, Куликова Е.А.


Непродолжительный период, прошедший после предыдущего съезда СПР (январь 2012г.), был, тем не менее, наполнен очень важными и заметными общественно-политическими событиями: это и выборы Президента России, и формирование новой структуры и нового состава Правительства, и важнейшие социально-экономические Указы Президента страны, и новации РСПП в сфере социально-трудовых отношений. Все эти события, одновременно с расширяющимся мировым экономическим кризисом, так или иначе отразились на деятельности СПР и его членских организаций.

Но, твердо следуя своим главным целям и задачам, решениям предыдущих съездов, Союз профсоюзов России вёл свою работу по нескольким основным направлениям.

Первое направление. Это работа, связанная с расширением и укреплением рядов СПР, с координацией деятельности членских организаций, с оказанием им практической помощи.

Нам удалось привлечь в свои ряды, в том числе такие профсоюзы, как Межрегиональный Независимый Профсоюз Актеров Театра и Кино, Межрегиональный профсоюз работников коллективного и общественного питания, Российский объединенный профсоюз работников предприятий гражданского машиностроения, оборонной промышленности, металлургии и металлообработки (Российский профсоюз металлистов СОЦПРОФ), Российский профсоюз работников легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, Российский профсоюз работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ), Общероссийский профсоюз работников производства никеля, кобальта и платиновых металлов, Приморский краевой союз профсоюзных организаций СОЦПРОФ – территориальное Объединение организации профсоюзов, Владимирский региональный союз СОЦПРОФ –  Территориальное объединение профсоюзных организаций СОЦПРОФ (ВРС СОЦПРОФ) и другие.

Помимо укрепления структуры СПР большая работа проводилась по оказанию практической помощи членским организациям в проведении коллективных акций протеста (это и профсоюз таксистов, и Независимый профсоюз горняков), в организации судебной защиты, в организации коллективных переговоров.

Повышению эффективности профсоюзной работы способствовали регулярные учебные семинары в регионах. Такие семинары прошли в Москве, Воронеже, Иваново, Перми. Мы намерены и дальше развивать эту полезную и весьма востребованную практику.

Второе направление. Это направление по взаимодействию с государственными органами власти. Непростым для  нас был вопрос о поддержке конкретного кандидата на президентских выборах. Но свой взвешенный выбор мы сделали и поддержали кандидатуру Владимира Владимировича Путина. Наше участие в различных акциях поддержки было достаточно заметным и существенным, многие из вас в них участвовали.  И результат не заставил себя ждать. Уже  7 мая Владимир Владимирович подписал  ряд указов, которые по существу во многом совпадают  с целями и задачами нашего профобъединения.  

По сути, эти Указы и стали актуальной повесткой для всех участников социально-трудовых отношений.

Очевидно, что инициатива Президента возникла не вдруг, она была сформирована совокупностью проблем в этой сфере.

Наши наблюдения, наблюдения экспертов позволяют дать оценку ситуации, сложившейся в трудовых отношениях в России. Работники сталкиваются с огромным числом однотипных, постоянно повторяющихся нарушений трудовых прав,  многие из которых – грубые, влекущие нарушения самых базовых интересов. Наиболее распространены и болезненны нарушения, связанные с полной или частичной невыплатой в срок заработной платы, ее произвольным снижением, необоснованными увольнениями, произвольными изменениями условий трудовых договоров, отказами в их оформлении. Делегаты могут продолжить перечень правонарушений в сфере трудовых отношений, назову лишь некоторые – это:

  • расширение грубых форм нарушений трудовых прав, исключающих или крайне затрудняющие возможности защиты трудовых прав работников (работа без оформления трудового договора, выплата «черной» заработной платы, отсутствие учета выполняемой работы и ее условий); 
  • расширение использования заемного труда, приводящего к снижению уровня трудовых отношений;
  • несоответствие фактического содержания трудовых отношений оформляемым  работодателями документам;
  • широкое распространение практик «исчезновения» работодателя как субъекта ответственности перед работниками.

Работники вынуждены мириться с указанными практиками из-за их повсеместной распространенности, отсутствия выбора, безработицы и низкого уровня оплаты труда в большинстве регионов, сложностей защиты прав.

Нарушения трудовых прав носят массовый характер. Суд, прокуратура, государственная инспекция труда рассматривают только те нарушения, по поводу которых к ним обращаются работники. Но те, кто обращаются в органы по контролю над соблюдением трудовых прав – это единицы из тысяч работников сталкивающихся с нарушениями. Работники отказываются от защиты своих прав из-за того, что  процедура защиты для них - длительная, тяжелая и затратная.

Состояние трудовых отношений на местах зависит от добросовестности и правовой культуры работодателя больше, чем от возможностей защиты и регулирования с помощью правовых норм.

В контексте сказанного, особую актуальность приобретает инициатива РСПП о внесении изменений в трудовое законодательство. Не хочу в рамках доклада судить о деталях предлагаемых новаций. Важно иметь ввиду другое. За десять лет действия Трудового кодекса ситуация в области трудовых отношений не только не стабилизировалась, она ухудшается.

С другой стороны, очевидно, что в трудовых отношениях развиваются новые явления и новые формы организации труда, которые в равной мере соответствуют интересам и работников, и работодателей. Есть некоторые усложненные или устаревшие институты, которые утратили актуальность, являются обременительными для обеих сторон трудовых отношений.

Однако крайне важно под видом осуществления действительно назревших изменений, не ликвидировать самые основы трудового права, строящиеся на признании изначального неравенства сторон трудовых отношений и понимании того, что трудовое право призвано защищать интересы работника, являющегося наиболее уязвимой стороной трудовых отношений.

Наша позиция по реформе трудового законодательства существенно отличается от позиции ФНПР. Мы убеждены, что прямой диалог с РСПП, с отдельными предпринимателями, иными объединениями работодателей целесообразен и необходим. Надежда на исключительную эффективность института  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений является абсолютно беспочвенной. Этот институт социального партнёрства бесполезен и невзрачен, как и вся система социального партнёрства до уровня конкретного предприятия. Отдельные успехи коллективных переговоров лишь подтверждают правило об убогости такого института в российской действительности.

Менять нормы трудового права надо, обсуждать и договариваться о сути таких изменений надо. У нас своё представление о должном, но мы даём себе отчёт в том, что переговорный процесс подразумевает способность к компромиссам. Определённые уступки бизнесу должны сопровождаться усилением прав объединений работников, профсоюзов в первую очередь, должна быть упрощена процедура проведения забастовок. Изменения трудового законодательства должны быть направлены на то, чтобы обеспечить равноправие участников трудовых отношений, возможность создания и поддержания качественных рабочих мест, достойного труда для работников.

Мы поддерживаем инициативу Президента по введению института производственных советов В КОНТЕКСТЕ ПОЗИЦИИ СОВЕТА СПР, ОТРАЖЕННОЙ В ПРОЕКТЕ РЕЗОЛЮЦИИ НАШЕГО СЪЕЗДА ОБ ИЗМЕНЕНИИ ТРУДОВОГО ЗПАКОНОДАТЕЛЬСТВА. В отличие от ФНПР, мы не видим здесь угрозу интересам работников и не боимся конкуренции. Мы создавали свои профсоюзные организации для защиты своих трудовых прав и интересов, нас не интересует статус обладателя монопольного права на представительство трудящихся. Чем больше у наёмного работника защитников, тем лучше. Само по себе введение на предприятиях производственных советов не может и не должно означать простой возврат к изобретенным в начале перестройки советам трудовых коллективов (СТК). Предложения, которым необходимо быть подготовленным к декабрю, должны, как минимум, включать в себя следующюю принципиальную позицию: разграничение функций и полномочий между производственными советами и профсоюзами, обусловленными принципиальными различиями между этими формами объединений работников – профсоюзы создаются добровольно; на одном предприятии может действовать несколько профсоюзов; профсоюзы в обязательном порядке имеют свою структуру и руководящие органы, порядок формирования и принятия решений которыми и ответственность за них определяются уставом; деятельность профсоюзов выходит за рамки одного предприятия. Напротив, производственные советы (ПС) создаются не на принципе добровольности, а на основе принадлежности работников к данному предприятию; ПС не является органом организации работников, следовательно, не несет правовой ответственности за последствия принятых решений; процедурные вопросы избрания членов ПС и их ротации не регламентированы; деятельность ПС ограничена рамками одного работодателя; на одном предприятии может быть только один ПС.   

 Из этих различий следует вывод о необходимости законодательного разграничения функций и полномочий между производственными советами и профсоюзами, с возможным использованием успешного опыта Германии. Об этом, кстати, написал В.В.Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России».

Следующий актуальный вопрос – изменение СИСТЕМЫ оплаты труда. Тема «эффективного контракта», поднятая Президентом, требует активного участия профсоюзов в создании механизмов по реализации этой идеи С ТЕМ, ЧТОБЫ ДЕКЛАРИРУЕМЫЙ РОСТ ЗАРПЛАТЫ ДОБРОСОВЕСТНЫХ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В РАЗГУЛ САМОВЛАСТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕ ПРИВЕЛ К БЕСПРАВИЮ И ЗАКРЕПОЩЕНИЮ РАБОТНИКОВ.  Предложения, предусматривающие увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза и существенное увеличение средней заработной платы работников бюджетной сферы, отвечают ожиданиям большинства граждан страны на существенное улучшение их жизненного уровня. Это свидетельствует, что руководство страны выбрало курс на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала.

Вместе с тем, существует реальная опасность, что реализация поставленных задач может замедлиться, по причинам преобладания в стране идеологии, выдвигающей на первое место принцип обеспечения максимальной прибыли при минимуме затрат, в первую очередь, за счет снижения расходов на оплату труда, при игнорировании позиции профсоюзов.

К сожалению, ситуация «хотели как лучше, получилось как всегда» становится путеводным принципом многих позитивных инициатив. Поэтому мы должны и будем настаивать на нашем участии в обсуждении вопросов оплаты труда и организации труда, подготовке и принятии решений в этой сфере.

Российская практика показывает, что условия независимой деятельности профсоюзов, созданных самоорганизовавшимися работниками, практически отсутствуют, работодатели активно препятствуют созданию независимых от влияния работодателей профсоюзов.

Законодательные нормы затрудняют создание профсоюзов и осуществление ими деятельности (зависимость полномочий профсоюза от его статуса и формальной численности, снятие ИММУНИТЕТА с профсоюзных лидеров низового уровня, отсутствие механизмов защиты прав профсоюзов и защиты от антипрофсоюзной дискриминации), а также расширяющиеся практика жесткого подавления профсоюзной активности, на фоне пассивности и подавленности основной части «СТАРЫХ» профсоюзов, делают ИМЕЮЩИЕСЯ механизмы защиты прав и интересов малоэффективным.

В таких условиях, надеяться на то, что решение проблемы увеличения заработной платы будет происходить в основном в результате переговорных процессов между работниками и работодателями на уровне предприятий (организаций), по крайней мере, наивно.

ИСПРАВИТЬ ТАКУЮ НЕГАТИВНУЮ ПРАКТИКУ ДОЛЖНЫ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЪЕЗДОМ ПОПРАВКИ В ФЗ «О ПРОФСОЮЗАХ…»

Многочисленные заявления собственников и некоторых чиновников о том, что опережающий рост заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда разрушают экономику предприятий, приводят к росту себестоимости и препятствует росту экономики, вводят в заблуждение общественность и руководство страны, и  не имеют под собою достаточных оснований. На подавляющем большинстве предприятий страны, несмотря на постоянный рост себестоимости, наблюдается тенденция снижения в структуре производственных ЗАТРАТ доли расходов на оплату труда, А ТАК ЖЕ ДОЛИ ОПЛАТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА - в отличие от оплаты труда управленческого – резервы для существенного увеличения реальной заработной платы во всех секторах экономики имеются уже сейчас. В России доля оплаты труда работников в структуре ВВП значительно ниже, чем в развитых странах.

Мы обязаны изменить общественный стереотип восприятия профсоюзов, обязаны своей внятной позицией, профессиональным подходом к решению проблем, конструктивным участием в переговорном процессе с работодателями упрочить позиции профдвижения, как наиболее эффективного инструмента работников по защите своих прав. Здесь нам не обойтись без выстраивания партнёрских отношений с органами государственной власти, т.к. без изменения правовых норм существования профсоюзов, подобные усилия представляются малоперспективными. ОДНИМ ИЗ МЕХАНИЗМОВ, РЕШАЮЩИМ ЭТУ ЗАДАЧУ, ЯВЛЯЮТСЯ НАШИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТАХ РЕЗОЛЮЦИЙ О ГОСТРУДИНСПЕКЦИИ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.

Ещё одна актуальная тема – реформа пенсионного обеспечения.

Минтруд сформулировал основную задачу реформы - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, а также повышение уровня обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Реформа строится на коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем. Повышается ответственность работника за обеспечение собственной старости и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за работника.

Считаю, что  истинная цель реформы заключается в уменьшении дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Реализации этой главной цели – уменьшение дефицита бюджета ПФР – планируется чиновниками за счет:

Уменьшения пенсионных прав всех граждан страны путем увеличения ожидаемого периода пенсионных выплат до 19 лет  в 2013 году и до 21 года в 2015 году.

Притом, что уже в настоящее время, при средней продолжительности жизни по России в 2011 году в 70,3 года (мужчин - 64,3 года, для женщин - 76,1 года) период дожития (ожидаемый период пенсионных выплат) одинаков для всех и уже сейчас рассчитан  по максимуму – 17 лет. 

Увеличения солидарной нагрузки на отдельные категории работников, в основном работников, занятых на производствах с особыми условиями труда (на подземных и открытых горных работах, в металлургии, нефтяной и химической отраслях, транспорте и др.) путем установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

При этом чиновники не замечают, что размер пенсий работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, при существующих формулах расчета и так уже существенно снижен из-за ограничения отношения их среднемесячной заработной платы к средней заработной плате по стране.

Уменьшения для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда (на подземных и открытых горных работах, в металлургии, нефтяной и химической отраслях, транспорте и др.), прав на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий и решения ими (работниками) проблемы досрочных пенсий, их  повышения или обеспечения, путем переговоров с работодателями. Фактически чиновники предлагают гражданам страны, занятым на производствах с особыми условиями труда,  самим решать свои пенсионные проблемы, которые государство не может решить самостоятельно.

Фактическим отказом от развития в стране накопительной составляющей пенсионной системы.

В этом вопросе, как и в вопросе «эффективного контракта» мы настаиваем на публичном обсуждении столь социально значимого вопроса.

Одним из важнейших результатов реформы должно стать понимание каждым наемным работником, что пенсия – это часть отсроченной заработной платы. И чтобы получить достойную пенсию завтра, надо сегодня бороться за  высокий уровень заработных плат и ликвидировать все серые схемы их выплаты.

Немаловажно и то, что Президент и Председатель Правительства услышали наше давнее и настоятельное предложение о воссоздании в структуре федерального правительства Министерства труда. Такое министерство создано, теперь надо научиться с ним плотно и конструктивно работать.

Третье направление. Это деятельность по взаимодействию с различными общественными структурами. Мы ПРЕДЛОЖИЛИ и уверенно поддержали кандидатуру ЧЛЕНА СОВЕТА СПР Дмитрия Галочкина в состав Общественной палаты Российской Федерации. Добились успеха. А чуть позже Дмитрий Евгеньевич был практически единодушно избран президентом СПР. Благодаря его нахождению в составе Общественной палаты, нам удаётся активно и эффективно использовать эту важнейшую площадку для проведения общественных слушаний, круглых столов и других публичных мероприятий.

Без ложной скромности скажу, что пришлось провести огромную работу по продвижению в состав президентского совета по правам человека нашего ТОВАРИЩА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ, ПРЕДМЕТОМ ЗАБОТЫ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ТРУД НАШИХ БРАТЬЕВ-РАБОТНИКОВ ИЗ СТРАН СНГ, ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА Шапошникова. Надеюсь, ЧТО НАШИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СУМЕЮТ ДОНЕСТИ ПОЗИЦИЮ СПР ДО РУКОВОДСТВА РОССИИ, и мы уверенно расширим наши возможности ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ВСЕХ РАБОТНИКОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

В отчётный период укреплялось наше взаимодействие с Российским союзом промышленников и предпринимателей и, прежде всего, с его комитетом по (?....). Наш, можно сказать, постоянный конструктивный диалог по совершенствованию и модернизации трудового законодательства приносит свои позитивные плоды,  так как, по меньшей мере, способствует налаживанию взаимопонимания между профсоюзами и работодателями, позволяет заглянуть в будущее трудовых отношений, понять отжившие и неэффективные нормы.

Серьёзным событием в отчётный период стала для нас 50-тая годовщина Новочеркасской трагедии. Все вы о ней слышали  и знаете. Союз профсоюзов России принял самое активное участие в памятных мероприятиях, посвящённых этой страшной трагедии. Делегация Союза профсоюзов России  1–2 июня  приняла участие в научно-практической конференции, посвящённой пятидесятилетию Новочеркасской трагедии, а также в митинге скорби и памяти о всех невинно погибших рабочих и жителях города, возложила цветы к памятному камню на Атаманнской площади, где 2 июня 1962 года были беспощадно расстреляны рабочие и жители города, протестующие против резкого ухудшения своего социально экономического положения.

Днем 2 июня на городском митинге скорби ваш покорный слуга от имени СПР склонил голову перед памятью всех невинно погибших новочеркассцах. Оживленную и позитивную реакцию участников митинга вызвало моё предложение о необходимости материальной поддержки всех пострадавших новочеркассцев за счет средств Новочеркасского электровозостроительного завода. От имени СПР и всех СВОБОДНЫХ профсоюзов России наша делегация возложила венок к мемориалу на месте захоронения погибших.

Спустя несколько дней мы обратились с просьбой к Президенту страны В.В.Путину дать соответствующее поручение Правительству Российской Федерации по выполнению пункта 6 Указа Президента Российской Федерации №858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г.Новочеркасске в июне 1962г.» в части выделения из федерального бюджета средств для организации общественного Музея памяти Новочеркасской трагедии. Сейчас этот вопрос находится в стадии проработки, мы уже получили обнадёживающие ответы от Министерства культуры России и от министерства культуры Ростовской области.

Помимо вышесказанного, руководству СПР приходилось много внимания и времени уделять информационной работе (сейчас, как вы знаете, идёт отработка новых сайтов СПР и его членских организаций), налаживанию исполнительской дисциплины и исполнению финансовых обязательств, формированию корпоративной этики. Эту работу мы будем продолжать и дальше. К тому же нам всем необходимо подумать о новых формах работы с членами профсоюзов, для этого надо активнее использовать электронные технологии и возможности интернета. 

ОТЧЁТНЫЙ ДОКЛАД Генерального секретаря СПР, Председателя Межрегионального профсоюза железнодорожников, Куликова Е.А.