Поделиться:

О внесении изменений в законодательство на основе требований МОТ


Международная организация труда (МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда с тем, чтобы привлечь внимание мировой общественности, правительств стран – членов МОТ к масштабам проблемы защиты жизни и здоровья трудящихся, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности и травматизма на рабочих местах. В центре внимания МОТ и каждой страны -члена МОТ, которой также является и Российская Федерация, должно быть содействие созданию достойных условий и безопасности труда и охрана здоровья работников.

Необходимо отметить, что сейчас в нашей стране практически каждый пятый работник находится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких отраслях промышленности, как черная и цветная металлургия, текстильная промышленность, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, доля работающих в неблагоприятных условиях труда составляет более одной трети.

Соблюдение законодательства в сфере охраны труда и промышленной безопасности является залогом сохранения самого ценного -  жизни и здоровья тех, кто своим трудом создает мощь и богатство нашей Родины.

На современном этапе развития экономики на первый план выдвигается задача поиска механизмов, не только заставляющих, но и стимулирующих работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, на обеспечение техники безопасности на рабочих местах, поддержания на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий. Не менее важным является и исключение условий, побуждающих работников нарушать нормы охраны труда и техники безопасности.  Естественно, для реализации указанных требований необходима высокая квалификация и мотивация специалистов государственных органов охраны труда, активный и действенный контроль профсоюзов, проведение правоохранительными органами эффективных расследование правонарушений и пресечение преступлений, связанных с пренебрежением владельцами предприятий требованиями норм охраны труда, предупреждения профессиональных заболеваний.

Делегаты Съезда СПР, констатируя необходимость менять логику, целевую установку управления охраны труда, осуществляя переход от прямого контроля и принуждения, которые сейчас существуют и не работают должным образом как с точки зрения собственника и работодателя, так и с точки зрения общественного контроля, к экономической заинтересованности по соблюдению современных требований к охране и условиям труда;

с целью выработать рекомендации по обеспечению неотвратимости наказания виновных – руководителей и владельцев предприятий, введения экономических стимулов работодателей для повышения ОТ и БД; исключения условий, побуждающих работников к нарушениям норм ОТ и правил ТБ, нарушениям технологической дисциплины; обеспечения полноценного участия представителей профсоюзов в расследованиях несчастных случаев на производстве и причин профессиональных заболеваний, их предотвращения на соответствующем уровне;

Приняли настоящую Резолюцию, содержащую рекомендации для внесения изменений в законодательные и нормативные акты, регламентирующие соответствующие процессы:

1. Первоочередные меры по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство:

Внести следующие предложения в Государственную Думу ФС РФ

 – Исключить из пп. и) п.2 ч.1 ст.9 ФЗ-212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» фразы со слов «за исключением…»;

– Исключить нормы, обязывающие работодателей оплачивать первые дни временной нетрудоспособности работника;

– Приравнять исполнение работодателем требований профсоюзной инспекции труда к процедурам разрешения коллективного трудового спора.

2. Перспективные меры по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство и правила по охране труда:

2.1. В целях создания в РФ единой системы управления охраной труда, основываясь на том, что сфера отношений, связанных с охраной труда, включает в себя нормы законодательства о труде, о здравоохранении, о пенсионном обеспечении и социальном страховании, о налогообложении, о профсоюзах и еще ряда других областей российского законодательства, считать необходимым принятие нового ФЗ с условным наименованием ««О  безопасности труда и охране здоровья работающих на производстве и об управлении профессиональными рисками», который должен быть выведен из состава ТК РФ. В этих целях создать соответствующую рабочую группу, которая в частности:

– подготовит для включения в предлагаемый новый закон подробный раздел «Финансирование охраны труда», в котором пропишет механизмы и нормативы финансирования охраны труда, как на уровне органов государственной власти, так и на уровне предприятия;

– разработает механизмы экономического стимулирования работодателей для повышения охраны труда, включая налоговые и иные преференции (например, введение в законодательство понятия «благоприятные (комфортные) условия труда» с соответствующим снижением страховых взносов, льгот при получении государственных заказов, распространение нормы ст.255 НК на ограничение ч.20 ст.270 НК в части исполнения работодателем положений коллективных договоров, обязывающих его передать средства формируемого им фонда охраны труда на счет профсоюза и т.п.);

– подготовит для законодательного закрепления нормы, связанные с факторами профессиональных рисков, их оценкой, мерами по их снижению и гарантиям и компенсациям работникам;

– подготовит для законодательного закрепления нормы, исключающие условия, побуждающие работников к нарушениям норм и правил охраны труда, нарушениям технологической дисциплины, в том числе по реформированию форм начисления заработной платы, предусматривающим отказ от сдельной и премиально-депремиальной систем оплаты труда.

2.2. Разработать новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе – оценки условий труда на базе интегрированной оценки общей заболеваемости работников в связи с условиями труда.

2.3. Подготовить уточнения к существующим процедурам и порядку расследования несчастных случаев на производстве, распространив их на случаи профессиональной заболеваемости и нарушений работодателями норм охраны труда. 

2.4. Разработать нормативы и ввести обязательное страхование гражданской ответственности владельца особо опасного объекта за причинение вреда в случае аварии на опасном предприятии, в случае смерти или причинения ущерба здоровью людей.

2.5. Подготовить изменения в ТК РФ и ФЗ «О профсоюзах…», включая обеспечение свободного прохода на предприятие профсоюзных представителей и инспекторов труда (при наличии формы допуска для предприятий, связанных с гостайной) и запрет на блокирование пропусков для уволенных от данного работодателя профсоюзных представителей и инспекторов, восстановление гарантий профсоюзным представителям от увольнений, прямо или косвенно связанных с их профсоюзной деятельностью (Конвенция МОТ № 135 и Рекомендация МОТ № 149, ст.25 ФЗ «О профсоюзах…» в редакции до января 2002 года).

3. В целях обеспечения выполнения нормативов по охране труда работодателями при привлечении иностранных работников, дать рекомендацию руководителям субъектов РФ о включении представителей каждого из общероссийских объединений профсоюзов в состав  межведомственных комиссий по распределению квот на привлечение иностранных работников.

«О внесении изменений в законодательство на основе требований МОТ»