Поделиться:

О позиции Союза профсоюзов России по пенсионной реформе, предлагаемой Министерством труда России и Пенсионным фондом России в «Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года»


О позиции Союза профсоюзов России по пенсионной реформе,
предлагаемой Министерством труда России и Пенсионным фондом России
в «Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года».

Заявлена очередная реформа пенсионной системы страны, разработанная Министерством труда  и Пенсионным фондом России (ПФР), основные принципы которой изложены в  «Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года».

Авторы сформулировали основную задачу реформы - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, а также повышение уровня обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Реформа строится на коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем. Повышается ответственность работника за обеспечение собственной старости и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за работника.

Союз профсоюзов России считает, что  истинная цель реформы заключается в уменьшении дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Реализации это главной цели прикрывается красивыми словами о том, что в результате реализации Стратегии: размер пенсионных выплат будет составлять не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера, размер трудовой пенсии будет адекватен среднему заработку работника (коэффициент замещения не ниже 40%).

При этом чиновники не афишируют, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка 40% будут получать только те граждане страны, которые  выработают трудовой стаж не менее 30 лет и за это время (трудовой стаж) будут иметь уровень  заработной платы не менее средней (среднестатистической) заработной платы по стране.

Реализации этой главной цели – уменьшение дефицита бюджета ПФР – планируется чиновниками за счет:

  • Уменьшения пенсионных прав всех граждан страны путем увеличения ожидаемого периода пенсионных выплат до 19 лет  в 2013 году и до 21 года в 2015 году.
  • Притом, что уже в настоящее время, при средней продолжительности жизни по России в 2011 году в 70,3 года (мужчин - 64,3 года, для женщин - 76,1 года) период дожития (ожидаемый период пенсионных выплат) одинаков для всех и уже сейчас рассчитан  по максимуму – 17 лет. 
  • Увеличения солидарной нагрузки на отдельные категории работников, в основном работников, занятых на производствах с особыми условиями труда (на подземных и открытых горных работах, в металлургии, нефтяной и химической отраслях, транспорте и др.) путем установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
  • При этом чиновники не замечают, что размер пенсий работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, при существующих формулах расчета и так уже существенно снижен из-за ограничения отношения их среднемесячной заработной платы к средней заработной плате по стране.
  • Уменьшения для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда (на подземных и открытых горных работах, в металлургии, нефтяной и химической отраслях, транспорте и др.), прав на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий и решения ими (работниками) проблемы досрочных пенсий, их  повышения или обеспечения, путем переговоров с работодателями. Фактически чиновники предлагают гражданам страны, занятым на производствах с особыми условиями труда,  самим решать свои пенсионные проблемы, которые государство не может решить самостоятельно.
  • Фактическим отказом от развития в стране накопительной составляющей пенсионной системы.

Стабильности, прозрачности и понятности пенсионной системе реализация такой  «Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года» не обеспечит.

Соответственно, реализация таких подходов в пенсионном обеспечении выводит характер общественных отношений в этой сфере на политический уровень.

Союз профсоюзов России считает необходимым заявить, что процесс реформы пенсионного законодательства должен проходить в условиях абсолютной публичности с участием заинтересованных сторон в лице власти, бизнеса и профсоюзов. Заявленный механизм пенсионного обеспечения ведёт к существенному сокращению пенсионных прав работников и будущих пенсионеров относительно ныне существующих.

Союз профсоюзов России понимает, что накопившиеся проблемы и, в первую очередь, нарастающий дефицит пенсионного бюджета, требуют решений, но эти решения должны базироваться на общественном согласии.

Мы предлагаем в рамках реформы учитывать, что:

Одним из важнейших результатов реформы должно стать понимание каждым наемным работником, что пенсия – это часть отсроченной заработной платы. И чтобы получить достойную пенсию завтра, надо сегодня бороться за  высокий уровень заработных плат и ликвидировать все серые схемы их выплаты.

При этом в ходе реформы надо добиться чтобы, все пенсионные накопления за время трудового стажа получили статус собственности работника, которая в случае его преждевременной смерти может быть передана по наследству его семье. А государство гарантирует сохранение всех накоплений и их инвестирование, обеспечивающее  рост на уровень не ниже уровня ежегодной инфляции, своими активами.

Необходимо жесткое (предусматривать в части) закрепление страховых принципов пенсионной системы,  узаконивание института профессиональных пенсионных систем, перевод базовой части пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения; принять федеральные законы «О профессиональных пенсионных системах», «О размерах тарифов профессиональных пенсионных систем» и иных актов, направленных на развитие дополнительного пенсионного обеспечения в корпоративных пенсионных системах.

О позиции Союза профсоюзов России по пенсионной реформе, предлагаемой Министерством труда России и Пенсионным фондом России в «Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года»