Поделиться:

О новом трудовом законодательстве


В день вступления в должность, 7 мая 2012 г., Президент России В.В.Путин издал Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором предписано: 

«1. Правительству Российской Федерации:

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики».

Таким образом, Президент страны считает необходимым ввести ограничения на произвол распоясавшихся директоров, а Конституционный Суд РФ в принятом за неделю до вступления в силу ТК РФ Постановлении от 24.01.2002 № 3-П и в Определении от 15.08.2008 № 261-О-П установил в качестве основополагающего в трудовых отношениях приоритет свободы экономической деятельности работодателей: «Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя РФ (ст.8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35, ч.ч.1 и 2).

Указанные конституционные права предполагают наличие у работодателя  ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала)»

 «…Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им.»

 Очевидно, что своим Указом Президент России предлагает Правительству РФ и его социальным партнерам подготовить проект нового трудового законодательства, поскольку все 10 лет своего действия советско-либеральный ТК противоречил основному предназначению трудового права – защите слабой стороны трудовых отношений, ограничения всевластия работодателей в принятии решений по управлению предприятием, тормозил развитие социально-трудовых отношений и отечественной экономики.

Само по себе введение на предприятиях производственных советов не может и не должно означать простой возврат к изобретенным в начале перестройки советам трудовых коллективов (СТК). Предложения, которым необходимо быть подготовленным к декабрю, должны, как минимум, включать в себя следующие принципиальные позиции.

Разграничение функций и полномочий между производственными советами и профсоюзами, обусловленными принципиальными различиями между этими формами объединений работников – профсоюзы создаются добровольно; на одном предприятии может действовать несколько профсоюзов; профсоюзы в обязательном порядке имеют свою структуру и руководящие органы, порядок формирования и принятия решений которыми и ответственность за них определяются уставом; деятельность профсоюзов выходит за рамки одного предприятия. Напротив, производственные советы (ПС) создаются не на принципе добровольности, а на основе принадлежности работников к данному предприятию; ПС не является органом организации работников, следовательно, не несет правовой ответственности за последствия принятых решений; процедурные вопросы избрания членов ПС и их ротации не регламентированы; деятельность ПС ограничена рамками одного работодателя; на одном предприятии может быть только один ПС.    

 Из этих различий следует вывод о необходимости законодательного разграничения функций и полномочий между производственными советами и профсоюзами, с возможным использованием успешного опыта Германии. Об этом, кстати, написал В.В.Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда», 13.02.2012): «Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.»

К исключительной функции профсоюзов относится заключение тарифных соглашений, объявление забастовок и проведение коллективных переговоров по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом на предприятии нет профсоюзного комитета (он действует на территориально-отраслевом уровне). 

Такое разграничение между ПС и профсоюзами потребует изъятия из ТК главы 58, а так же всех указаний на первичную профорганизацию, как на единственный профсоюзный орган, являющийся субъектом социального партнерства на предприятии. Соответственно, потребуется коренной пересмотр законодательства о профсоюзах, которым будут установлены их исключительные полномочия по участию в заключении тарифных отраслевых и профессиональных соглашений и в коллективных трудовых спорах, восстановлена многовариантность профсоюзных органов и профсоюзных представителей, включая возможность участия в переговорах с работодателем профсоюзных органов территориального уровня и представителей этих профсоюзных органов на соответствующем предприятии. Соответственно, изъятию из ТК и включению в пересмотренном виде в законодательство о профсоюзах подлежат раздел II и глава 61пока еще действующего ТК РФ.

Введение в практику трудовых отношений производственных советов потребует законодательного закрепления порядка участия каждого работника предприятия в избрании ПС, регламентировать порядок избрания делегатов на конференции трудового коллектива, порядок и инициаторов созыва таких конференций. Этот порядок не должен сохранять существующие условия, позволяющие работодателю формировать делегатский состав конференции коллектива практически исключительно из высшего и среднего менеджмента предприятия.

Актуальным становится в этой связи и вопрос восстановления иммунитета представителей работников, состоящих в трудовых отношениях с соответствующим работодателем. В том числе и членов ПС и профсоюзных уполномоченных. 

При этом тема «участие рабочих в управлении предприятиями» требует специального детального анализа и обсуждения с учетом, например, того, что участвуя в управлении экономикой предприятия, ПС и каждый рабочий вынужден будет принять на себя  ответственность за возможные убытки. Поэтому представляется целесообразным исключить из функций ПС участие в принятии решений о распределении прибыли предприятия, в том числе и в связи с тем, что эти вопросы регулируются не трудовым законодательством, а относятся гражданско-правовым отношениям.

С учетом того, что специалисты в области охраны труда настаивают на выделении из ТК соответствующего раздела и принятия специального ФЗ «О  безопасности труда и охране здоровья работающих на производстве и об управлении профессиональными рисками»; более чем актуальной в условиях постиндустриального общества является необходимость законодательного регулирования трудовых отношений «удаленного труда» и в малом бизнесе, полагаю возможным рассматривать Указ Президента России от 07.05.2012 в качестве обязания Правительства и специалистов к разработке принципиально нового, современного трудового законодательства.

О новом трудовом законодательстве