Поделиться:

О необходимости возвращения работодателей в границы общественно эффективного правового пространства в области оплаты труда работников


Направления, определенные Указами Президента России В.В. Путиным: Указом «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающие создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году и Указом «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающие увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза и существенное увеличение средней заработной платы работников бюджетной сферы, отвечают ожиданиям большинства граждан страны на существенное улучшение их жизненного уровня. Это свидетельствует, что руководство страны выбрало курс на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала.

Общероссийское объединение профсоюзов «Союз профсоюзов России» поддерживает такой курс, так неоднократно заявляло и выступало  за радикальное увеличение доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции, которое позволит разрешить многие конфликтные ситуации и, более того, будет способствовать росту покупательной способности населения и, как следствие, подъему экономики страны.

Вместе с тем, существует реальная опасность, что реализация поставленных задач может замедлиться, по причинам преобладания в стране идеологии выдвигающей на первое место принцип обеспечения максимальной прибыли при минимуме затрат, в первую очередь, за счет снижения расходов на оплату труда, при игнорировании позиции профсоюзов.

Российская практика показывает, что условия независимой деятельности профсоюзов, созданных самоорганизовавшимися работниками, практически отсутствуют, работодатели активно препятствуют созданию, независимых от влияния работодателей, профсоюзов.

В таких условиях, надеяться на то, что решение проблемы увеличения заработной платы будет происходить в основном в результате переговорных процессов между работниками и работодателями на уровне предприятий (организаций), по крайней мере, наивно.

Многочисленные заявления собственников и некоторых чиновников о том, что опережающий рост заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда разрушают экономику предприятий, приводят к росту себестоимости и препятствует росту экономики, вводят в заблуждение общественность и руководство страны, и  не имеют под собою достаточных оснований. На подавляющем большинстве предприятий страны, несмотря на постоянный рост себестоимости, наблюдается тенденция снижения в структуре производственной себестоимости доли расходов на оплату производительного труда, в отличие от оплаты труда управленческого – резервы для существенного увеличения реальной заработной платы во всех секторах экономики имеются уже сейчас. В России доля оплаты труда работников в структуре ВВП значительно ниже, чем в развитых странах.

В такой ситуации, профсоюзы, входящие в «Союз профсоюзов России», объединяющие граждан страны самоорганизовавшихся в профессиональные союзы,  имеют все основания заявить:

Мы поддерживаем курс руководства страны на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала, но предлагаем собственные подходы по реализации направлений, определенных Президентом России и отвечающих коренным интересам наёмных работников.

 «Союз профсоюзов России» (СПР) считает, что в настоящее время специфическая модель рыночной экономики российского образца не содержит достаточно действенных механизмов социального партнёрства. В таких обстоятельствах только участие государства в регулировании принципов оплаты труда во всех секторах экономики, на предприятиях и в организациях всех форм собственности способно поддерживать баланс интересов участников социально-трудовых отношений, т.е. обеспечивать социальный мир.

 «Союз профсоюзов России» (СПР) заявляет, что необходима выработка эффективной стратегии повышения уровня реальной заработной платы с учетом интересов государства, наемных работников и бизнеса, а также, ее распределения между профессиональными группами работников на основе профессиональных стандартов, предусмотренных указами Президента, с учетом  отраслевых и региональных особенностей труда.

Стратегия повышения уровня реальной заработной платы, по мнению «Союза профсоюзов России» (СПР), должна содержать следующие подходы и  положения:

1. Правительство Российской Федерации через участие в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений должно поддержать профсоюзы в части формирования механизмов воспроизводства трудового потенциала наемных работников, в т.ч и через реформирование системы оплаты труда.

Необходимо, применяя прямые или косвенные методы регулирования уровня оплаты труда, увеличить долю заработной платы в затратах работодателей в экономике. Внедрить меры, стимулирующие работодателя к развитию системы социального партнерства. Предоставить налоговые преференции тем работодателям, которые существенно увеличат долю расходов на заработную плату своих работников в общем объеме своих затрат.

2. Эффективность социального партнерства, посредством которого реализуются рыночные механизмы оплаты труда, должна быть обеспечена в сквозном отражении  вопросов оплаты труда в Генеральном соглашении между профсоюзами, объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также, тарифных (отраслевых), региональных соглашениях и коллективных договорах, участие в заключение которых должны принимать представители всех профсоюзов.

3. Генеральное соглашение должно содержать механизмы воспроизводства трудового потенциала граждан страны, в обязательном порядке включающие в себя:

- соотношение постоянной (тарифной) и переменной (надтарифной) частей заработной платы работников;

- установление размеров базовых тарифных ставок и окладов различных отраслей (секторов) экономики или их минимальные размеры;

-  порядок индексации заработной платы.

Размеры базовых тарифных ставок и окладов различных отраслей (секторов) экономики или их минимальные размеры должны определяться исходя из бюджета прожиточного минимума работников, занятых трудом различной тяжести, напряженности и сложности и соответствовать  профессиональным стандартам.

Общероссийское  объединение профсоюзов «Союз профсоюзов России» (СПР) обращается к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принять во внимание вышеизложенную позицию и предложения, направленные на реальную  реализацию курса Президента России на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала – существенное увеличение средней заработной платы наемных работников.

 Съезд «Союза профсоюзов России» (СПР) обращается к представителям профсоюзов, входящих в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с призывом придерживаться позиций, изложенных в данной Резолюции.

Общероссийское  объединение профсоюзов «Союз профсоюзов России» (СПР),принимает положения данной Резолюции в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Объединения, и, используя существующие возможности, будет добиваться реализации заявленных целей всеми способами в рамках коллективно-договорной кампании, в соответствии с действующим законодательством.

«О необходимости возвращения работодателей в границы общественно эффективного правового пространства в области оплаты труда работников»